344090, г.Ростов-на- Дону,

пр.Стачки,200/1,к.3

тел. (863) 210-16-03,

Опрос

Полезна ли для Вас информация на нашем сайте? Полезна

60%
Бесполезна

35%
Мне все равно

4%

Президент России
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Федеральный портал управленческих кадров
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Особо охраняемые природные территории Российской Федерации
Федеральное агентство водных ресурсов
Федеральная служба по гидрометеорологии

Протокол заседания Общественного совета при Департаменте Росприроднадзора по ЮФО

28.декабря.2011

Протокол заседания Общественного совета при Департаменте Росприроднадзора по ЮФО.

14.12.2011г.                                                                            г.Ростов-на-Дону

 

Председательствовали:

Попов С.В.

Темников В.И.

Присутствовали:

 

от Департамента Росприроднадзора по ЮФО

 

Заболотная О.Н., Лубенцова О.В., Тараненко А.В.

 

от Общественного совета при Департаменте Росприроднадзора по ЮФО

Агеев В.Н., Азаров В.Н., Вагин В.С., Никаноров А.М., Прокудина Т.М.

 

Заседание Общественного совета при Департаменте Росприроднадзора по ЮФО по вопросам:

  1. Проблемы сохранения малых рек бассейна Азовского моря, а также Цимлянского водохранилища, анализ мероприятий, ориентированных на поиск эффективных решений по снижению антропогенной нагрузки на экосистему.
  2. О состоянии контрольно-надзорной деятельности на ООПТ ЮФО, соблюдение баланса интересов в сфере сохранения природной экосистемы и использования природных ресурсов.
  3. Рассмотрение предложений к плану работы Общественного совета на 2012 год.

 

По вопросу: Проблемы сохранения малых рек бассейна Азовского моря, а также Цимлянского водохранилища, анализ мероприятий, ориентированных на поиск эффективных решений по снижению антропогенной нагрузки на экосистему.

 

(Никаноров А.М., Вагин В.С., Прокудина Т.М., Агеев В.Н., Темников В.И., Попов С.В.)

 

Отметить, что реки, расположенные в бассейне Азовского моря в пределах Южного Федерального округа относятся к малым, средним и большим. Преобладающая часть - это малые реки с площадью водосбора менее 2000 км2, средних рек (площадь водосбора 2000-50 000 км2) – пять (Миус, Кагальник, Ея, Кирпили и Челбас) и больших – две (Дон и Кубань). Общее число малых рек около 650, или 98,9 % от числа всех рек. Большая их часть является притоками средних и больших рек.

Реки впадают в Азовское море непосредственно или в обширные лиманы. Часть малых рек является притоками средних и больших рек 2, 3 и т.д. порядка.

Основным источником питания рек является снего-дождевое, достигающее 76-80 %, и подземное - около 20 %. В течение года сток рек распределяется неравномерно: на весну приходится – 31-78 %, лето-осень – 15-30 % и зиму – 10-35 %. По гидрологическому режиму реки относятся к типу рек с весенним половодьем и паводками в теплое время года.

Практически на всех реках Приазовья в настоящее время сток искажен строительством прудов и водохранилищ и переброской в некоторые из них воды из  р. Кубань. Наиболее значительные изменения произошли в бассейне р. Челбас, куда ежегодно из р. Кубань по Темижбекскому каналу перебрасывается до 16,4 м3/с.

На реках построены преимущественно мелководные пруды. При этом, число их в некоторых бассейнах достигает сотен. Все реки в связи со строительством прудов и водохранилищ превратились в цепочку не соединяющихся между собой водоемов. В связи с тем, что плотины прудов нередко не инженерного типа, весной отмечаются прорывы их, в результате чего происходит разрушение ниже расположенных плотин и соответственно резко увеличивается сток по реке.

Результатом большого числа прудов являются подтопление земель, связанное с поднятием уровня грунтовых вод. Подтопление земель делает невозможным их использование в сельскохозяйственном отношении.

В настоящее время многие пруды потеряли свое экономическое значение. Значительное количество прудов не имеет собственников и не эксплуатируется, гидротехнические сооружения не ремонтируются и постепенно приходят в упадок.

Подтопление земель наиболее широко распространено в районах развитого земледелия. Кубано-Приазовская низменность – одна из наиболее освоенных в сельскохозяйственном отношении зон России. Природно-климатические условия региона благоприятны для выращивания широкого ассортимента сельскохозяйственных культур (более 100), предъявляющих различные требования к качеству земель, водному и воздушному режиму почв, содержанию гумуса и других питательных веществ.

Урожайность сельхозкультур на таких участках  крайне низкая, а во многих случаях летние посевы на них гибнут.

Надо отметить, что аккумуляция стока степных рек в мелководных прудах является одним из наиболее невыгодных методов хранения воды, т.к. с водной поверхности ежегодно испаряется почти метровый слой воды.

Характерной особенностью рек бассейна Азовского моря как Миус, Кагальник и Кирпили является повышенная минерализация с преобладанием сульфатных ионов, что обусловлено естественными факторами.

На территорию Ростовской области вода реки Миус поступает уже загрязненная промышленными стоками с территории Украины. Непосредственно в Ростовской области на качество воды в значительной степени оказывают влияние предприятия жилищно-коммунального хозяйства, а также неорганизованные стоки с сельхозугодий. Во всех пунктах наблюдений в течение последних пяти лет класс качества воды определяется, в основном, категорией «грязная».

Для снижения антропогенной нагрузки на водотоки необходимо, прежде всего, наличие эффективно работающих очистных сооружений, применение современных технологий очистки сточных вод (в том числе биологических и физико-химических).

Государственная система мониторинга загрязнения водных ресурсов отвечает установленным требованиям лишь частично. Проблемы сводятся к следующему:

1.  Недостаточно отработаны и обеспечены правовой основой механизмы взаимодействия между участниками мониторинга, участниками мониторинга и органами  исполнительной власти. 

2.  Для существующей в Ростовской области системы мониторинга за состоянием водных объектов характерна ведомственная разобщенность.

3.  Значительно сократились наблюдательные сети практически всех ведомств, осуществляющих ведение мониторинга поверхностных водных объектов.

4.  Техническая оснащенность аналитических лабораторий и пунктов наблюдения не везде соответствует современному уровню и требует модернизации.

Гидрохимический режим Цимлянского водохранилища формируется под влиянием смыва с территории водосбора, подсланевых вод маломерного флота, сброса недостаточно очищенных сточных вод городов Цимлянск и  Волгодонск, сельского и рыбного хозяйства.

В течение 2006-2010 годов класс качества воды в пунктах наблюдений колебался в пределах от «загрязненной» и «очень загрязненной» до «грязной».

Серьезной проблемой является загрязнение воды водохранилища сточными водами от сосредоточенных (точечных) и диффузных (рассредоточенных) источников расположенных как в акватории водохранилища, так и в его водоохраной зоне, одним из последствий которого является интенсивное развитие сине-зеленых водорослей в акватории водохранилища. В летний период «цветения» сине-зеленых водорослей, которое в процессе фотосинтеза сопровождается потреблением двуокиси углерода и появлением в придонном горизонте сероводорода, отмечались повышенные величины водородного показателя (рН) и пониженные значения растворенного в воде кислорода. В августе 2010 года в районе Волгодонска зарегистрировано несколько случаев дефицита кислорода с минимальной концентрацией 2,1 мг/л (уровень высокого загрязнения) и 1,96 и 0,90 мг/л, что достигало критериев экстремально высокого загрязнения. В результате этих процессов в июле-августе 2010 года было затруднено питьевое водоснабжение города Волгодонска.

Последние пять лет весенний приток воды к водохранилищу был ниже нормы, в 2009-2010 годах для обеспечения водопользования на Нижнем Дону попуск воды в нижний бьеф осуществлялся в размере гарантированного судоходного, что ежегодно снижало многолетний запас воды в водохранилище. Восполнение многолетнего запаса воды водохранилища ввиду незначительного объема весеннего половодья в 2011 году не осуществлено.

Кроме того, имеется ещё ряд актуальных проблем, связанных с тем, что в последние годы отмечается снижение рыбопродуктивности водохранилища, происходит разрушение берегов, а также заиление ложа, которое снижает его полезную емкость.

 

На основании вышеизложенного Общественный совет решил:

 

Информировать Общественный совет при Росприроднадзоре о напряженной экологической обстановке на Цимлянском водохранилище, близкой к критической, для принятия мер в пределах компетенции Совета.

 

Предложить администрациям Ростовской и Волгоградской областей совместно с заинтересованными федеральными территориальными органами при участии общественности, ускорить подготовку программы экологического оздоровления бассейна Цимлянского водохранилища, учитывающей интересы всех категорий водопользователей.

 

В программе предусмотреть необходимость серьезных научных исследований развития природных и антропогенных процессов в бассейнах малых и средних рек, а также на водосборе и в акватории Цимлянского водохранилища для включения в ФЦП «Экологическая реабилитация Цимлянского водохранилища» и направить в Минприроды для принятия мер на уровне Правительства РФ.

 

В ближайшей перспективе:

 

1. Потребовать от органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов Ростовской и Волгоградской областей при эксплуатации Цимлянского водохранилища принять неотложные меры:

- прекратить сброс неочищенных сточных вод в Калачевском районе Волгоградской области, сброс ливневых сточных вод в городах Волгодонск и Цимлянск;

- вывести из водоохранной зоны крупные источники загрязнений: животноводческие комплексы, рыбзаводы, свалки мусора, стоянки маломерного флота.

 

2. Рекомендовать федеральным территориальным и региональным природоохранным органам ЮФО повысить эффективность контрольно-надзорных мероприятий по устранению выше обозначенных проблем, добиваться реальных результатов в улучшении экологической обстановки.

 

По вопросу: О состоянии контрольно-надзорной деятельности на ООПТ ЮФО, соблюдение баланса интересов в сфере сохранения природной экосистемы и использования природных ресурсов.

 

(Пеньковский Н.Д., Тониев Б.С., Прокудина Т.М., Агеев В.Н., Темников В.И.)

 

Отметить, что по информации, представленной руководителями ООПТ ЮФО в подведомственных им организациях имеются планы мероприятий предупреждения нарушений заповедного режима, в последние годы улучшена материально-техническая база, имеются автомашины повышенной проходимости.

Для предупреждения нарушений заповедного режима на границах ООПТ установлены предупредительные аншлаги.

Как правило, имеются утвержденные планы совместных мероприятий по охране окружающей природы с правоохранительными органами.

Для более эффективной охраны имеются оперативные группы, проводятся совместные рейды, составляются соответствующие административные протоколы, проводится обучение инспекторского состава.

Ведутся долговременные научные исследования по мониторингу биоразнообразия, состоянию ряда ключевых видов флоры и фауны.

К примеру, в биосферном заповеднике «Черные земли» ведутся исследования по воспроизводству популяции сайгака, по колониальным птицам оз. Маныч Гудило.

Однако не всегда соблюдается баланс интересов по сохранению природной среды в использовании природных ресурсов.

Особенно это проявляется в районе строительства объектов Олимпиады. Компенсационные меры в рамках подготовки к Олимпиаде выполняются не в полном объеме. Так, до сих пор ни одна из охраняемых территорий не расширена или создана, а те, что находятся в процессе создания или оспариваются местными властями, или предлагаются меньшей площадью с изменением границ, не соответствующим тем, которые рекомендовали специалисты.

Программа по созданию горнолыжных курортов с вовлечением части территорий Кавказского, Тебердинского, Кабардино-Балкарского и Северо-Осетинского заповедников негативно отразится на целостности природно-территориальных комплексов перечисленных ООПТ. Кавказский заповедник включен в Список Всемирного природного наследия и строительство горнолыжного курорта, как и автомобильных дорог приводят к невыполнению российской стороной взятых на себя обязательств по сохранению объектов Всемирного наследия.

В Ростовской области открыта охота на водоплавающих птиц, включая территорию охранной зоны Государственного природного биосферного заповедника «Ростовский».

Это повлекло за собой перераспределение миграционных остановок перелетных птиц, включая редкие и занесенные в Красную книгу России виды (краснозобая казарка, пискулька), а также птиц отряда журавлеобразных, что практически резко снизило ценность территории охранной зоны заповедника.

Более того, указанная территория входит в состав водно-болотных угодий международного значения «оз. Маныч Гудило», образованного в соответствии с Рамсарской конвенцией, эти действия фактически приводят к невыполнению российской стороной взятых на себя обязательств по этой конвенции.

Ситуация явно требует её разрешения.

Таких примеров можно привести, к сожалению, много.

К числу сдерживающих факторов в охране и контроле природоохранного законодательства является низкая заработная плата государственных инспекторов, отсутствие оснований к дополнительной оплате работ, особенно в горных условиях, удаленность служебного жилья от населенных пунктов, его крайний износ, сложности с медицинским облуживанием, обучением детей в школах и т.д.

 

На основании вышеизложенного Общественный совет решил:

- проинформировать Общественный совет при Росприроднадзоре о бедственном положении дел в большинстве ООПТ в ЮФО, и в соответствии с этим поставить перед Министерством природных ресурсов России вопрос об улучшении снабжения ООПТ материальными и финансовыми ресурсами. В том числе:

- Восполнить недостаточность в технических средствах, и, прежде всего в технических средствах, участвующих в тушении природных пожаров.

- Обеспечение своевременного обнаружения возгораний на территориях ООПТ и на сопредельных с ними территориях с помощью современных технических средств.

- Обеспечение ООПТ современным научным оборудованием для изучения природных комплексов, разработки научных основ и внедрения научных методов охраны природы, осуществления экологического мониторинга.

- Оптимизировать границы для предотвращения нарушений режима охраны ООПТ.

- Повысить заработную плату для привлечения грамотных и квалифицированных специалистов, для инспекторского состава и научных отделов, обеспечить централизованное снаряжение инспекторского состава обмундированием.

 

 

По вопросу: Рассмотрение предложений к плану работы Общественного совета на 2012 год.

 

План основных  мероприятий  Общественного совета при Департаменте  Росприроднадзора по ЮФО на 2012 год – утвердить.

(Попов С.В., Темников В.И., Агеев В.Н., Азаров В.Н., Вагин В.С., Никаноров А.М., Прокудина Т.М., Тараненко А.В.).

№ п/п

Заседания  Общественного совета

Сроки исполнения

Ответственные за исполнение

1

Об эффективности работы экологических надзорных органов, региональных органов власти, хозяйствующих субъектов по развитию системы управления качеством атмосферного воздуха в городах ЮФО.

 

I полугодие

Член  Общественного совета Азаров В.Н., Департамент Росприроднадзора по ЮФО, территориальные органы Росприроднадзора по субъектам РФ в ЮФО, СМИ.

2

Проблемы в сфере обращения с отходами производства и потребления. Утилизация и переработка илов очистных сооружений канализаций, отходов крупных животноводческих комплексов, ликвидация несанкционированных мусорных свалок. Пути решения.

 

 

I полугодие

Члены  Общественного совета Вагин В.С., Коблов А.А., Департамент Росприроднадзора по ЮФО, территориальные органы Росприроднадзора по субъектам РФ в ЮФО, СМИ.

3

Состояние работы по осуществлению надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды, организацией и функционированием ООПТ в ходе экологического сопровождения  подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи.

 

 

II полугодие

Члены  Общественного совета Ярмак Л.П., Пеньковский Н.Д., Департамент Росприроднадзора по ЮФО, Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, руководители ООПТ, СМИ.

4

Об экологических, социальных и экономических последствиях техногенного подтопления территории Ростовской области

 

II полугодие

Член Общественного совета Никаноров А.М., Департамент Росприроднадзора по ЮФО, Северо-Кавказское межрегиональное территориальное      управление Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Донское бассейновое водное управление, ФГБУ «Гидрохимический институт».

 

 

В течение года:

 

- Рассмотрение инициатив граждан, общественных объединений, органов государственной власти субъектов РФ в ЮФО в области охраны окружающей среды;

- Готовить материалы деятельности Общественного совета, размещать их в  средствах массовой информации и на сайте Департамента Росприроднадзора;

- Активно сотрудничать с  журналистами, работающими в экологической тематике и природозащитными организациями;

- Проводить мониторинг общественных инициатив в сфере охраны окружающей среды и природопользования;

- Развивать дальнейшие партнерские отношения с научными, экспертными учреждениями, принимать участие в проводимых ими мероприятиях, формировать базу данных партнерской и деловой сети Совета;

- Проводить круглые столы с участием представителей общественных объединений по вопросам формирования консолидированных общественных  позиций и поддержки инициатив в сфере природопользования и охраны природы;

- Принимать активное участие в общественных слушаниях по обсуждению федеральных и региональных законодательных инициатив в сфере природопользования, энергосбережения, охраны окружающей природной среды;

- Принимать активное участие в работе профильных комитетов законодательных органов субъектов Российской  федерации ЮФО, а также в консультативных, совещательных, экспертных и других формирований при органах государственной власти;

- Принимать участие в проведении мероприятий по тематике «Власть–общество-бизнес» по вопросам соблюдения баланса интересов в сфере использования природных ресурсов и сохранения благоприятной среды обитания человека;

- Продолжить изучение практики применения нормативно-правовой базы общественной экологической экспертизы; 

- Продолжить участие в дальнейшем развитии трансграничного сотрудничества (на локальном уровне) в рамках своих полномочий и компетенции в районах больших морских экосистем (Каспийское, Черное, Азовское моря), а также других водных объектов (р. Волга, р. С.Донец, р. Миус и др.) через участие в международных пилотных проектах и других мероприятиях проводимых на федеральном  уровне;

- Принимать активное участие в работе слушаний по вопросам осуществления природопользования при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений УВС и их первичной переработки в соответствии с обращением нефтегазовых  компаний-ресурсопользователей;

- Принимать участие в подготовке и проведении следующих мероприятий: Всемирный день окружающей среды, день Земли, Всемирный день водных ресурсов, 26-я годовщина катастрофы на Чернобыльской АЭС.

- Принимать участие в работе экспертных комиссий государственной экологической экспертизы субъектов ЮФО;

- Принимать участие в обсуждениях актуальных экологических проблем охраны окружающей среды и природопользования с освещением в СМИ.

 

И.о.начальника Департамента                                                   С.В.Попов

Росприроднадзора по ЮФО        

 

Председатель Общественного совета при                                 В.И. Темников

Департаменте Росприроднадзора по ЮФО                                                      

<< >>  

Портал государственных услуг
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Федеральное Агентство по Недропользованию
Создание сайта